Данилевский россия и европа логическая схема

данилевский россия и европа логическая схема
Политическая система Европы в этом отношении несравненно лучше устроилась, потому что соединяет условия, требуемые разнообразием и силой. Мировой организм состоит из интегральных частей, каждая из которых является сама по себе организмом. В иерархии от простого к сложному каждая часть, орган — организм, представляет собой единое целое, аналогичное мировому организму. Папа Лев XIII восклицал: «vexillia regis prodeunt inferni» — «знамена властителя ада продвигаются вперед», предупреждая о неизбежности сатанобожия вслед за безбожием, человекобожием и богоборчеством. Сегодняшним западникам присуща вера во всемогущество «идеальных» общественных институтов и в возможность их пересадки на любую почву. Данилевский полагает, что к ним можно еще добавить два американских типа — мексиканский и перуанский. Вместе с тем у такого “психического строя” есть и свои хорошие стороны — “настойчивый образ действий, крепкая защита своих прав и т.д.”[244], но в основном “насильственность” — черта негативная.


Блестяще объясняет это Л.А.Тихомиров, чья исполинская работа «Религиозно-философские основы истории», пролежав в рукописи семь десятилетий, наконец увидела свет. Ясность и, можно сказать, учебная доступность изложения, логическая строгость развития мысли, эмпирическая аргументированность, иногда избыточная, всех посылок и умозаключений придают книге особую привлекательность. Занимающие значительную часть книги Данилевского рассуждения об упадке Европы и об отличительных особенностях России (православие, община и т. п.) вообще не представляют ничего нового сравнительно с тем, что было высказано прежними славянофилами. Балуев Б. П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» / Предисл. игумена Дамаскина (Орловского). — Изд. 2-е, испр. и доп. — Тверь: Издат. дом «Булат», 2001. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8109-0017-8. (в пер.). Она проникнута духом европоцентризма и имеет дело преимущественно с общими проблемами и закономерностями развития человеческого общества, которые она трактует, как правило, в отрыве от специфики отдельных народов и регионов.

Что касается ошибок частного характера, то повторное рассмотрение их вне контекста первичного анализа представляется нецелесообразным. Если они ощущают свое единство, то это — этнос, культурно-исторический тип, самобытная цивилизация. И удачный момент, когда развитие производительных сил востребует именно этот цивилизационный принцип, вновь вытолкнет этнос на восходящую ветвь исторической траектории. Значит, из всего христианского мира Америка была наилучшим местом для тех, кто изначально отверг Христа или отступил от Него. Это тот способ, которым Египет и Финикия действовали на Грецию, Греция — на Рим (посколько это последнее действие было полезно и плодотворно), Рим и Греция — на германо-романскую Европу. Эти силы вездесущи, им стали нужны не мировые войны, а глобальные механизмы управления.

Похожие записи: